Журнал рассерженного гражданина!
Вход Регистрация
  Максим  //  15 июня 2009 г.  //  версия для печати

Поезд дальнего следования

На что мы имеем право при проезде в поездах?

Настало лето - период отпусков, а это значит, что россияне потянулись на отдых. Кто-то выбирает самолеты, а кто-то путешествует поездами. Казалось бы в поезде у нас с вами не так много прав. Но это не так. На что мы имеем право при проезде на поезде, как вернуть билеты в случае отказа от поездки и многое другое читайте далее.

Покупая железнодорожный билет, вы заключаете с железной дорогой договор перевозки пассажира (и своего багажа). По этому договору железная дорога обязуется предоставить вам определенную услугу: перевезти вас и ваш багаж в пункт назначения, предоставив вам место в поезде согласно купленному билету. В свою очередь, вы, пассажир, должны оплатить проезд, а при сдаче багажа — и его провоз.

Пассажирские железнодорожные перевозки регламентируются специальными Правилами под названием «Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности». Кроме того, перевозка на поезде это услуга, а значит тут полностью применяется «Закон о защите прав потребителей».

Итак, что же можно делать при проезде на поездах:

Багаж

Вы имеет право бесплатно провозить с собой до 36 кг. ручной клади (багажа), размер которой по сумме 3 измерений не превышает 180 см.  Для вагонов СВ этот лимит составляет 50 кг на один билет (пункт 37 Правил перевозки).

Если вдруг вес вашей ручной клади превышает установленный лимит, вам необходимо оплатить провоз излишка согласно тарифам на перевозку грузов.

Ручная кладь должна быть расположена в специально отведенных для неё местах и не должна мешать другим пассажирам.

Дети

В поездах дальнего следования вы можете провозить бесплатно 1 ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом (пункт 13 «а» Правил перевозки).

Категория вагона

Согласно пункту  13 «г» Правил, вы можете занять место в вагоне более высокой категории с доплатой разницы в стоимости билета. Естественно при наличии свободных мест в нужном вагоне. Сделать это вы можете прямо в пути, доплатив разницу начальнику поезда.

На практике это означает, что вы имеете право перейти в купейный вагон из плацкарта или в СВ из купе доплатив разницу в цене при наличии свободных мест в нужном вам вагоне. И никто вам не может отказать в этом.

Продление срока действия билета

Если проезжая мимо живописного места, вы захотели непременно остановиться здесь ненадолго и насладиться пейзажами, то вы совершенно законно можете сойти с поезда и остаться в понравившемся месте на срок до 10 дней (пункт 13 «д» Правил перевозки). В этом случае вы имеете право на продление срока действия вашего билета на этот срок, по истечению которого вы сможете продолжить свою поездку по маршруту следования без дополнительной платы.

В случае вашей болезни, вы можете продлить срок действия вашего билета на период болезни (пункт 13 «ж» Правил перевозки), никаких ограничивающих сроков нет. Но при этом свою болезнь нужно подтвердить документально справкой из больницы.

Досрочный выезд

Если вам по каким-то причинам понадобится выехать раньше того времени, которое указано в вашем билете, то вы можете это сделать на основании пункта 13 «з» Правил перевозки. Согласно этому пункту, вы можете выезжать поездом, отходящим ранее поезда, на который приобретен  билет, с необходимой отметкой в железнодорожной билетной кассе. Естественно при наличии свободных мест в уходящем ранее поезде.

Опоздание на посадку

Если вы опоздали на посадку в поезд на станции отправления не более, чем на 12 часов, то вы имеете право возобновить действие своего билета на другой поезд с доплатой стоимости плацкарты или получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты (пункт 13 «м» Правил перевозки). В случае опоздания по болезни или в результате несчастного случая, срок опоздания может составлять до 5 дней.

Опоздание на пересадку


В случае, если вы путешествуете несколькими поездами с пересадкой, и вы опоздали на посадку в очередной состав в пункте пересадки по причине опоздания поезда, на котором вы ехали ранее, вы имеете право на возврат полной стоимости билета на ушедший без вас поезд или оформление нового билета на следующий поезд без дополнительной оплаты (пункт 13 «к» Правил перевозки).

Отмена или задержка поезда


В случае если по каким-то причинам отправление вашего поезда задерживается или отменено вовсе, вы имеете право на возврат полной стоимости проезда независимо от срока возврата билета до отправления поезда (пункт 13 «и» Правил перевозки). Т.е. вы можете прийти в кассу за 2 минуты до времени  отправления по расписанию, и вам будут обязаны вернуть полную стоимость билета.

Если же поезд опаздывает на час и более уже в процессе поездки, то вы имеете право получить за каждый полный час задержки 3% стоимости билета.  Для этого после получения справки об опоздания поезда вы должны в течение 45 дней подать заявление начальнику станции с копиями справки и билета, причем заявление можно отправить почтой с уведомлением.  Выплатить компенсацию вам должны в течение 30 дней.

Отказ в посадке

В случае если вам отказались предоставить оплаченное вами место в поезде, то вам обязаны предоставить другое место в этом же поезде (даже в вагоне другой, более высокой категории, без дополнительной платы или в вагоне низшей категории, но с возвратом разницы). В случае если вы не согласны с этим, то вам обязаны вернуть полную стоимость проезда со всеми сборами (пункт 13 «е» Правил перевозки) или продлить срок действия вашего билета до следующего поезда.

Возврат билетов


При возврате в железнодорожную билетную кассу неиспользованного билета на поезд дальнего следования вы имеете право:

а) не позднее чем за 8 часов до отправления поезда получить обратно средства в размере стоимости проезда, состоящей из стоимости билета и стоимости плацкарты;

б) менее чем за 8 часов, но не позднее чем за 2 часа до отправления поезда получить обратно средства в размере стоимости билета и 50 процентов стоимости плацкарты;

в) менее чем за 2 часа до отправления поезда получить обратно средства в размере стоимости билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается.

г) не позднее чем через 12 часов после отправления поезда получить обратно средства в размере стоимости билета без возврата стоимости плацкарты.


Как видно из данной статьи, даже в поездах у нас с вами есть определенные права. Правда о них мало кто знает…

Ссылки по теме

Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности

Фото: фотобанк "Лори"

Читайте так же по теме

Проводник не пустил в поезд! Граждане, будьте внимательны! Сотрудники РЖД не знают своих же правил
Отложенный полет На что вы имеете право, если вылет вашего самолета задерживается?
И я достаю из широких штанин... Обязаны ли мы носить с собой паспорт?
Авианова. Хотите дешево - приготовьтесь к проблемам Чем грозит полет через бюджетную авиакомпанию
Скидочные правила Можно ли вернуть товар, купленный со скидкой?
Конец SMS мошенничеству? МТС ответит за платные SMS в суде

Комментарии

Владимир Гость
15 июня 2009 г., 02:40

Если проезжая мимо живописного места, вы захотели непременно остановиться здесь ненадолго и насладиться пейзажами, то вы совершенно законно можете сойти с поезда и остаться в понравившемся месте на срок до 10 дней (пункт 13 «д» Правил перевозки). В этом случае вы имеете право на продление срока действия вашего билета на этот срок, по истечению которого вы сможете продолжить свою поездку по маршруту следования без дополнительной платы.


Ээ, такое право вроде есть только у ветеранов ВОВ, и то 1 раз.
Вообще, человек должен будет оплатить стоимость плацкарты (это примерно половина цены билета).

Наташа Гость
15 июня 2009 г., 08:38

Добавлю от себя еще одно право пассажира, этот вопрос часто возникает на ж/д форумах:
Пассажир имеет право сесть в поезд на любой станции ПОСЛЕ указанной в билете (при опоздании, если билеты с нужной маленькой станции заранее не продаются, а с крупной есть, или просто потому что так ему удобней), поскольку место оплачено. Если возникают коллизии (но это редкость), помочь разобраться, кому где ехать, должен проводник. Но не посадить человека в поезд он не имеет право, т.к. его билет действителен НА ВСЕ ВРЕМЯ указанной в нем поездки.

юля гаязова Гость
15 июня 2009 г., 09:43

Если проезжая мимо живописного места, вы захотели непременно остановиться здесь ненадолго и насладиться пейзажами, то вы совершенно законно можете сойти с поезда и остаться в понравившемся месте на срок до 10 дней (пункт 13 «д» Правил перевозки). В этом случае вы имеете право на продление срока действия вашего билета на этот срок, по истечению которого вы сможете продолжить свою поездку по маршруту следования без дополнительной платы.

В случае вашей болезни, вы можете продлить срок действия вашего билета на период болезни (пункт 13 «ж» Правил перевозки), никаких ограничивающих сроков нет. Но при этом свою болезнь нужно подтвердить документально справкой из больницы.

как это выглядит в реальности?

Максим Главный редактор
15 июня 2009 г., 10:16

Цитата: Владимир
Ээ, такое право вроде есть только у ветеранов ВОВ, и то 1 раз.

Такое право есть у каждого пассажира 1 раз за всю поездку.

Цитата: юля гаязова
как это выглядит в реальности?


Вы продлеваете срок годности билета у начальника вокзала в том месте, где хотите задержаться. По истечении продленного времени вы садитесь в поезд и едете дальше — при наличии в поезде свободных мест.

Aldekein Читатель
15 июня 2009 г., 11:02

На практике это означает, что вы имеете право перейти в купейный вагон из плацкарта или в СВ из купе доплатив разницу в цене при наличии свободных мест в нужном вам вагоне. И никто вам не может отказать в этом.


А как решаются коллизии мест? Ведь проводник не знает - свободно ли это место или через 2 станции к нему в вагон целая экскурсионная группа с билетами войдет.

Максим Главный редактор
16 июня 2009 г., 00:24

Цитата: Aldekein
А как решаются коллизии мест? Ведь проводник не знает - свободно ли это место или через 2 станции к нему в вагон целая экскурсионная группа с билетами войдет.


По этому вопросу нужно обращаться к начальнику поезда. Он по рации связывается со станцией и узнает наличие мест.

Vertinzoooper Читатель
21 июня 2009 г., 14:50

Надо почаще бывать на вашем сайте)) много интересного

юрий Гость
29 июня 2009 г., 21:23

все очень интересно.Сохраню и буду перечитывать перед поездкой. К сожалению такие поездки для меня с каждым годом становятся редкостью.

svetvan Читатель
23 июля 2009 г., 22:37

Как много мы не знаем или не вникаем?!!!
Это касается РЖД или всех?

Максим Главный редактор
23 июля 2009 г., 23:06

Цитата: svetvan
Это касается РЖД или всех?

Так у нас в России только РДЖ и есть..

Обсуждения