Ресторан "Турандот", расположившийся в самом центре Москвы - в шаговой доступности от Пушкинской площади - место, успевшее обрасти легендами. Открытый в 2005-м году легендарным ресторатором Андреем Деллосом, он тут же пришелся по душе VIP-гостям: звезды всех мастей стали бронировать столики в заведении для встреч с друзьями, деловых переговоров и интервью. В светской тусовке стало модно ужинать в "Турандоте", о заведении написали хвалебные оды десятки ресторанных критиков, оно было включено во всевозможные каталоги, справочники и возглавило рейтинги лучших питейных заведений Москвы.
Я, признаюсь, целенаправленно посетить ресторан все эти годы не решался. На днях же, совершенно случайно оказавшись на Тверском бульваре, где нужно было "убить" полтора часа между двумя деловыми встречами, вдруг вспомнил, что где-то в этих местах, аккурат напротив "Макдональдса", находится детище Деллоса. Тогда и было решено изучить это заведение. Уточнил в Интернете адрес: Тверской бульвар, 26, строение 3, и - отправился в путь.
Вот тут-то и поджидало меня первое разочарование. Казалось бы, как можно не найти ресторан, адрес которого известен, примерное местоположение - тоже. Оказывается, можно. Иду по Тверскому бульвару. Дом 26 - ресторан "Кафе Пушкин", тоже, кстати, принадлежащий Деллосу. Следом за ним - дом 26, строение 1 - пристройка к кафе, которая летом работает как открытая веранда. Далее - дом 26, строение 3 - большой старинный особняк, в котором работают три заведения: "Кондитерская", магазин "Цветы" и антикварная лавка. Следующий дом - 26, строение 2 - больше похож на офисный центр, в котором проходит ремонт - окна заклеены крафт-бумагой. Ну а дальше, в глубине бульваров следует уже дом 24 - кафе Ксении Собчак "Бублик". "Турандота" нет.
Я, как человек, не страдающий топографическим кретинизмом и умеющий читать карты, был слегка озадачен. Не мог же ресторан провалиться сквозь землю? Прошел по Тверскому бульвару еще разок - безрезультатно. Подумал: быть может, заведение прячется во дворах? Заглянул, обнаружил массу контейнеров с гниющим мусором и никакого намека на присутствие ресторана. Совсем отчаялся было и уже собрался изменить свои планы, направившись на перекус в "Кафе Пушкин", но на входе в кафе решил поинтересоваться у охранников - они-то должны были что-то знать о "Турандоте", чай, одна фирма-то. Мой вопрос вызвал у охранника "Пушкина" гомерический хохот. "Вы не поверите, - выдал он. - Практически каждый день кто-нибудь заходит к нам и спрашивает, где находится "Турандот". Сегодня вы - первый, но иногда толпами идут, особенно когда там какая-нибудь вечеринка и много гостей. Мы уже устали руководство просить как-нибудь обозначить вход в заведение". Далее последовал инструктаж: "Сейчас идете до входа в магазин цветов. Сразу после него - метра через два - ищите неприметную дверь под цвет стены дома. Там нет ступенек, нет вывесок, только дверь и едва заметная маленькая табличка тоже под цвет стены. Разглядеть ее можно только если остановиться и присмотреться. На ней написано: "Турандот", вам - туда".
О, чудо! Ресторан был найден! Для чего такая секретность - для меня так и осталось загадкой. Видимо, поток посетителей здесь такой, что дополнительная реклама и зазывающие баннеры ресторану не нужны. Ну что ж, дай бог!
Захожу и попадаю в настоящее царство пафоса. Вот как-то примерно так выглядят дворцы в Петергофе, куда возят на экскурсии туристов. Огромные пространства, массивные колонны, высокие потолки... Первое чувство: совершенно жаль неиспользуемого пространства, ведь зал, в который попадаешь, только войдя в заведение - огромен, и он не используется вообще никак! Наверное, когда здесь проходят какие-нибудь вечеринки, это помещение задействуется, но сейчас, в будний день, оно совершенно пустынно и бесполезно. Сразу захотелось подключить к делу какого-нибудь грамотного дизайнера интерьеров... Впрочем, возможно, в этом есть своеобразная задумка создателей заведения. Старинные дворцы (а "Турандот" расположился в историческом особняке) тоже не сразу открывают свои тайны - сначала они серые и угрюмые, а лишь проникнув внутрь ты начинаешь ценить всю уникальную красоту.
Рядом со входом дежурят три девушки-администратора в одинаково строгих костюмах и мужчина с суровы лицом охранника. Жду, когда кто-нибудь из четверых предложат мне снять куртку и проводят за столик, ну или хотя бы поприветствует - но никто никоим образом на гостя не реагирует. Возможно, им не понравился мой внешний вид или они решили, что я не соответствую статусу заведения, но это как-то не очень красиво для заведения, называемого одним из лучших в столице.
- Здравствуйте, - я первым начинаю диалог. - Я бы хотел отведать вашей кухни. Покормите?
- Да, - конечно, - одна из девушек наконец-то с неохотой отреагировала. - Вы столик заказывали?
- Нет. А что - свободных мест нет?
- Есть, проходите, раздевайтесь.
- Хорошо, - говорю, - а куда проходить? - Указали бы...
Девушка кивает в сторону лестницы:
- Туда, вниз.
Спустившись по лестнице на два пролета, оказываюсь в полуподвальном помещении, которое оборудовано под гардероб. Гардероб, не соответствующий убранству дворца: ничего красивого и пафосного тут нет. Кроме того, владельцы явно сэкономили на освещении: царит полумрак. Мне-то яркий свет тут не нужен, но девушкам-модницам, которым перед ужином захочется поправить прическу, придется непросто. Единственное, что подчеркивает статус заведения - номерок, выданный гардеробщиком. Он не пластиковый и не картонный, а металлический. Массивный, позолоченный и тяжелый. С одной стороны хорошо - не потеряется, но с другой - из-за веса его в карман не положишь (опять же девушкам остается только посочувствовать).
Поднимаюсь обратно ко входу. Лестница длинная, что тоже не есть хорошо: мысленно представляю как непросто преодолеть этот маршрут тем, кто хорошенько выпьет в этом заведении - это ж целая олимпийская дистанция, тут и протрезветь можно, пока идешь на свободу (впрочем, может на это и расчет). "Идемте", - девушка-администратор провожает за свободный столик (не поинтересовавшись о моих предпочтениях - в какой зал хочу, собираюсь ли курить, жду ли еще гостей). Пока идем, наслаждаюсь интерьерами заведения.
Вспоминается один из отзывов о "Турандоте" в Интернете, где его называют "ожившей сказкой" - все, якобы, настолько невероятно красиво. Соглашусь, это действительно так. Убранство ресторана напоминает старинный замок, дворец с лестницами, украшенными факелами и картинами, красивейшие колонны с узорами и потолки, притягивающие взгляд, все блестит золотом. Гобелены, картины, статуэтки, скульптуры, мебель под старину, резные светильники, зеркала... Красиво - не поспоришь. С точки зрения интерьера этому заведению, вполне возможно, нет равных. Вот только одно несоответствие бросается в глаза. На официальном сайте ресторана его название объясняется тем, что все здесь пропитано одноименной сказкой Карла Гоцци, интерьеры выполнены в китайском стиле, как будто бы воссоздан дворец, в котором жила китайская принцессы Турандот и крутила роман с татарским принцем Калафом... Да простят меня дизайнеры "Турандота", но ничего китайского я в интерьерах ресторана не обнаружил. Вообще ничего. Гобелены - французские, часы - английские, зеркала - венецианские, фарфор - немецкий, кованые решетки - тульские, гигантская хрустальная люстра и камины - в духе эпохи Людовика XIV, а барная стояка и вовсе современный (совершенно не вписывающийся в интерьеры) новодел из стекла и металла. Даже в меню - ни классических китайских пельменей, ни пирожков - европейская кухня и японские суши с ролами (справедливости ради замечу, что пекинская утка в меню присутствует, но стоит... 7 500 рублей - как спецблюдо от шеф-повара). В общем, своему названию заведение явно не отвечает.
В ресторане два этажа, десять банкетных залов, несколько кабинетов и круглые столы на четыре персоны, расставленные на втором этаже по кругу - аккурат на уровне огромной хрустальной люстры, висящей под куполом. То есть сидя за ним можно наблюдать свысока, из-за люстры, что происходит внизу, на первом этаже. Осмотреть убранство банкетных залов не удалось - все они были закрыты на спецобслуживание, на входе в каждый дежурили суровые мужчины в костюмах, которые не пускали "даже одним глазком взглянуть".
Столик покрыт весьма добротной скатертью, на нем обилие посуды - стаканов, тарелок, приборов - практически под любые блюда. Есть даже ваза для цветов и подставка под сумку или портфель - очень предусмотрительно. Расположившись на стуле (сделанным под старину, резном, весьма комфортным), открыв меню (отпечатанное, не в плюс заведению, на дешевой бумаге) и осмотревшись, начинаешь ощущаешь некоторую неловкость. Огромные площади помещения начинают давить на тебя. То есть появляется чувство некой неловкости, некого дискомфорта. Большие пространства, большой стол, все большое вокруг, и маленький ты внутри всего этого. Впрочем, если все эти ощущения можно списать на личные "заморочки" и предположить, что кому-то наоборот по душе вся эта гигантомания, то следующий фактор уже вряд ли кому придется по душе. Столики, повторюсь, расставлены по кругу, буквой "О". Также по кругу ходят официанты и все, кто приходят в заведение или уходят из него. Когда ты сидишь и кушаешь, мимо тебя постоянно снуют туда-сюда люди. Но самое ужасное - чтобы попасть в банкетный зал все гости также шествуют мимо сидящих за столиками. Вот представьте: вы ведете деловые переговоры за столиком в "Турандоте" или признаетесь в любви своей девушке, а тут у вас за спиной сначала человек пять официантов прошмыгнули, потом кто-то из соседей сходил в туалет, а потом приехали человек двадцать гостей на какой-то банкет, половина из которых не сняла верхней одежды (негоже VIP-гостям оставлять свои норковые шубы в гардеробе) и, слегка задев вас, прошествовала на празднество, попутно изучив содержимое ваших тарелок.
Думаете, преувеличиваю? А вот и нет. Лично я наблюдал такую сцену: в один из залов постоянно подходили, видимо, опоздавшие гости: один мужичок тащил в качестве подарка перевязанную красной лентой картину в свой рост, краями которой задевал все подряд столики и стулья. Дама, больше напоминающая толстую бочку в шубе весящей, наверное, столько, сколько она сама, протискивалась, держа за руку двоих детей. Парочка молодых людей, остановившись на пол-пути, решила сфотографироваться "на фоне люстры", совершенно не задумываясь о том, что потревожит кушающих гостей заведения. Но последним "писком" стал... оркестр. Человек пятнадцать разнокалиберных мужиков во фраках с музыкальными инструментами в руках (включая контрабас) приблизились ко входу в банкетный зал, но, поскольку выходить и играть им, очевидно, было еще рано, они принялись гулять по кругу - наворачивать круги вокруг столиков с мирно кушающими людьми. Согласитесь, не очень все это приятно, а о комфорте и вовсе можно забыть. Складывается впечатление, что там, за стенками банкетного зала гуляет элита, владельцы дворца, а тут, за столиками - места для прислуги, которую решили покормить из жалости.
Что ж, перейдем к кухне. Сказать, что цены в меню не низкие - не сказать ничего. Все очень дорого. А учитывая, что вес блюд маленький и наестся одним-двумя блюдами просто невозможно, понимаешь, что средняя сумма чека здесь будет тысяч 5 на человека - в лучшем случае, если покушать от души. Для сравнения некоторые позиции из меню. Салат из краба и манго на листьях салата (вес блюда не указан, но судя по прилагающейся фотографии - граммов 150, не больше) - 995 рублей. Помидоры с бальзамиком и рукколой - 870. Порция супа из белых грибов - 675. Котлета из трески - 1 625. Жареная стерлядь - 2 250. Макароны с крабом - 2 565. Стейк рибай на раскаленной сковороде - 5 400. Японское мраморное мясо - 8 100. Самые дешевые суши - лосось за 380, роллы - овощной за 580. Да что там говорить, если горстка жареного риса на гарнир стоит аж 490 целковых, а самая дешевая импортная водка - 405 рублей за 50 мл.
Поскольку разоряться за один поход в "Турандот" не хотелось, но дегустация блюд для полноценного обзора требовалась, заказываю: салат с хрустящей уткой (650), картофель со сморчками и лисичками, запеченный с сыром (580), двойной эспрессо (240), стакан самой дешевой минеральной воды без газа (255) и 200 мл апельсинового сока (295).
Блюда подаются моментально. Сначала сок и вода, затем кофе, и после... картофель с грибами. Я, конечно, не стал делать замечание официанту, что салат следовало бы подать в первую очередь, но очередной "минус" для оценки заведения для себя подметил. В каком-нибудь придорожном кафе это допустимо, или в каком-нибудь ресторане быстрого обслуживания. Но в пафосном, лучшем заведении Москвы не могут путать очередность блюд - это непростительно!
Когда принесли мое горячее блюдо - захотелось заплакать. За свои шесть сотен рублей я ожидал увидеть сковороду, на которой в масле купаются прожаренные до золотистой корочки дольки картофеля, щедро сдобренные грибами, а увидел... Небольшой горшочек, который и посудиной-то назвать нельзя. Маленькая чашечка-пиала, в которой я бы у себя дома подавал гостям чай, но никак не горячее блюдо. В горшочке действительно присутствовал и картофель, и грибы, и расплавленный сыр, все это даже было немного посыпано какой-то зеленью. Вот только (как бы не ошибиться) мне показалось, что на приготовление этого блюда ушли: один клубень картофеля, один сморчок, две лисички и граммов 20 сыра. Все! Чтобы съесть это блюдо, понадобилось меньше минуты. А чтобы наесться мне следовало бы заказать порций десять (не меньше!) таких горшочков. Ей-богу, такого издевательства мой желудок не понял. Если это полноценное горячее блюдо, какими же здесь являются закуски? Их подают на чайных ложках что ли?
Поданный с запозданием салат с хрустящей уткой оптимизма не прибавил. Большая красивая тарелка. В центре - немного утиного мяса (граммов 50-100) и пара пушистых пучков нескольких сортов салата - такое ощущение, что их специально "распушили", чтобы блюдо казалось объемнее. В качестве украшения - три зернышка граната, четвертинка дольки грейпфрута и стрелка зеленого лука. Наесться этим нереально.
То есть: съев два блюда (одно из которых - основное, горячее), я не только не утолил голод, я их просто-таки не почувствовал. Их сложно назвать даже закуской, не то что серьезной едой. Справедливости ради замечу: вкусно. Я не знаю, какие секреты у шеф-повара, какие соусы он добавляет, где берет ингредиенты и как их жарит-парит, но картошечка тает во рту, оставляя приятное послевкусие, аромат грибочков раскрывается, утка приготовлена умело - все очень вкусно, но чрезвычайно мало! Посему повару - низкий поклон и респект, а вот хозяевам заведения - абсолютное презрение. Ну разве можно так издеваться над гостями? Подкидываете им одну десятую часть полноценного блюда, дразните аппетит... На что расчет? На то, что я скажу: "Повторите еще три раза картошечку и пару раз салат?" Наверное, завсегдатаи этого заведения - звезды, политики и бизнесмены, не считающие деньги, так и поступают, но я трачу свои кровные и на такой подвиг не готов. Я и так "со скрипом" заплатил 650 рублей за салат, а вы хотели бы, чтобы я выложил в три раза больше за более-менее приличную порцию?
Отобедав (если можно так сказать), заказываю еще большую чашку кофе и воду. Сам же решаю понаблюдать за окружающей публикой - народу в заведении немало, больше половины столиков заняты. Посетители отнюдь не студенты - серьезные мужчины, знатные дамы... Неужели они наедаются ничтожно малыми порциями? Наблюдение показывает, что две трети посетителей ничего не едят - исключительно пьют кофе и, вооружившись ноутбуками и мобильными телефонами, ведут беседы. Работают! Видимо, это заведение больше используется для переговоров, для деловых встреч, где приятно посидеть в шикарной обстановке, о чем-то поговорить и разбежаться. Сюда не приходят поесть, вот в чем дело. Вот чем объясняются гигантские цены: чтобы у заведения была выручка, здесь, очевидно, из каждого, кто решится откушать, выжмут все до последнего рубля. То есть "ресторан" - это лишь название, а по сути большинство посетителей приходят сюда как в кафе, которое удобно расположено - в самом центре Москвы.
Прошу счет. Его приносят на фирменном бланке с логотипом ресторана - не поскупились. Вот только название латинскими буквами "TURANDOT" отчего-то написано с ошибкой: вторая буква - не "U", а "V". Очевидно, дизайнер ошибся, а этого никто не заметил... Забавно. Оставил на память. Итог весьма скромного обеда: сок, вода пара чашек кофе, салат и картошка - 3 292 рубля. Дорого. Очень дорого. Цену можно было бы назвать более-менее адекватной, если бы за нее выдали полноценные блюда, которыми можно было перекусить. Например, если бы в порции горячего было бы хотя бы грамм триста жаренного картофеля. А то, честное слово, в порции детской картошки-фри в "Макдональдсе" через дорогу картошки и то больше...
За своей верхней одеждой снова спускаюсь в подвал, и тут... не обнаруживаю гардеробщика. То есть висят себе куртки, подходи, бери какую хочешь. Понятное дело, что в таком заведении всюду камеры видеонаблюдения и, судя по публике, воровство тут исключено в принципе и вряд ли кто-то обшарит твои карманы, но сам факт того, что одежда без присмотра - удручает. Впрочем, уже через полминуты слышу шаги по ступенькам, в подвал врывается гардеробщик и подает куртку. Потом, к слову, он поднимается вместе со мной и остается флиртовать с девушками-администраторами у входа. То есть он не дежурит в гардеробе постоянно, а возвращается на свое место лишь когда кто-то идет в подвал. С одной стороны, что в этом такого? Но с другой - не забывайте, что заведение позиционирует себя как "лучшее", в котором все должно быть безупречно, гардеробщик должен дежурить на своем месте безвылазно!
Когда я уже уходил, в заведение пожаловали новые гости - видимо, супруги. Очевидно, как и я, долго искавшие ресторан, они обрадованно выдохнули на пороге: "Фу-у-у, наконец-то мы вас нашли, ну вы и спрятались, три раза мимо прошли!" Со стороны персонала - никакой реакции. С гостями не здороваются, не предлагают раздеться (я-то думал, такое отношение было только ко мне, выходит - тенденция). Чета подходит уже конкретно к одной из девушек и чуть ли не за руку берет ее: "Здравствуйте! У вас столики свободные есть?" Только тогда она реагирует: "Да. Вы заказывали?" Из всего этого делаем вывод: нет в заведении хорошего управляющего, менеджера, который выдрессирует и воспитает персонал.
Посещение ресторана "Турандот" оставляет двойственные ощущения. С одной стороны - шикарнейшие, почти музейные интерьеры, которые должен увидеть каждый хотя бы раз, чтобы знать, что такие рестораны тоже бывают, чтобы почувствовать себя как минимум дворянином жителем, оказавшимся на пиру в средневековье. Плюс к тому же - действительно вкусные блюда, к качеству приготовления которых не придраться (хотя богатый выбор блюд мой бюджет не позволил). С другой стороны - возмутительно маленькие порции при нереально высоких ценах, неудобная планировка, не позволяющая расслабиться и ощутить себя в комфорте и отвратительно работающий персонал, который, на мой взгляд, не дотягивает до заведения премиум-класса. И еще пара отрицательных штрихов, на которых не хочется останавливаться, но не заметить которых нельзя: в целом заведение выглядит весьма потрепанным и требующим ремонта, особенно это заметно в туалетах, которые здесь, мягко говоря, ужаснейшие.
Порекомендую ли я "Турандот" друзьям? Да. Один раз сюда сходить нужно. Хотя бы для того, чтобы сделать несколько фото на память и убедиться, что стремиться попасть сюда не стоит. Конечно, если вы не олигарх.