delo  //  4 февраля 2013 г.  //  версия для печати

Сервис "Яндекс.Такси": задумка на рубль, реализация на копейку

Служба "Яндекс.Такси", появившаяся относительно недавно, анонсировалась шумно и пафосно. Сотни газетных статей, сообщения в информационных программах на телевидении, даже специальные репортажи о том, как это работает, как это современно и удобно. На самом деле в теории все идеально. Но не на практике.

Если говорить в двух словах, принцип работы прост: любой легальный таксист подписывает договор с "Яндексом" и устанавливает в своем авто навигатор со специальным программным обеспечением. Любой житель Москвы, зайдя на специальную страничку сайта (с компьютера, айфона или мобильника) может в режиме реального времени заказать такси, выбрать понравившихся водителя и автомобиль из предложенных, находящихся в это время поблизости, а после - отследить на карте города, как вызванная машина мчится к вам. Но, увы, все это теория-теория-теория. На практике сервис не так идеален, неудобен и... не работает! Так что если вам нужны услуги такси не интереса ради и не для того, чтобы потестировать новинки от разработчиков компьютерных программ, а чтобы гарантированно добраться из пункта "А" в пункт "B", лучше "Яндекс.Такси" все же не пользоваться.

Итак, моя история. Утро пятницы. Нахожусь на проспекте Мира, а в 15:00 у меня деловая встреча в Бибирево (улица Пришвина). Для тех, кто плохо ориентируется в столице - это совсем рядом, всего-то 12-18 километров (зависит от того, каким путем поедет водитель), без пробок добираться минут 15, с пробками - максимум минут 30-40. Решив в первый раз в жизни потестировать сервис "Яндекса", прямо с утра захожу на сайт, чтобы вызвать такси на 14:00. И - опа! - первая неожиданность. Оказывается, такая функция, как вызов такси к определенному времени просто не предусмотрена! То есть сервис работает в режиме онлайн: сейчас вы заказываете машину и тут же вам ее подают. Никакого планирования. Неудобно, конечно, но это не беда, я человек терпеливый - подожду. А пока время есть - поизучаю цены.

Тут надо сказать, что цены на услуги такси в Москве, конечно, довольно высоки. Но все бы ничего, если бы качество соответствовало тарифам, и если бы эти цены сами таксисты не старались бы завышать известными методиками. Например, если оплата по километражу - то везти тебя окольными путями, а если по минутам - то ехать нарочно так, чтобы угодить в пробку. Судя по информации на сайте, с "Яндексом" сотрудничает десятка два автопарков с сотнями таксистов каждый. Цены - в зависимости от класса автомобиля - в среднем 400-700 рублей за первые полчаса поездки, а далее либо 10 рублей за минуту, либо 5 рублей за километр. В некоторых компаниях еще оплачивается подача автомобиля (100-300 рублей), ожидание сверх положенных 10 минут и выезд за МКАД по спецтарифу. В общем, прикинув среднюю цену, выходило, что за свою поездку я заплачу около пятисот рублей. Для меня - сумма вполне адекватная, но учитывая, что выйдя на улицу и просто подняв руку можно поймать бомбилу всего за 150-200 рублей, как говорится, есть о чем задуматься... Ну да ладно. На какие жертвы не пойдешь ради того, чтобы приобщится к современным технологиям. "Яндекс"-то, как известно, рулит.

Вновь захожу на страничку "Яндекс.Такси" в 13:40. План такой: вызываю такси, если рядом есть свободные водители - минут за 10 машину подадут, еще столько же времени - мне на выход. Ну и за полчаса домчим до места назначения. Заполняю на сайте специальную форму: место отправления (с точностью до дома и подъезда), адрес назначения, указываю (и подтверждаю путем ввода проверочного кода из смс-сообщения) номер своего мобильного телефона и имя. И вот на карте появляется радар и соответствующая надпись, что моя заявка отправлена всем находящимся поблизости водителям и будет передана первому, кто откликнется.

И тут - о чудо! - меньше минуты до отклика! Система сообщает, что мой заказ принял водитель Михаил Сергеевич из компании "Таксик" на синем "Форде". Сейчас он находится неподалеку от метро "Алексеевская", уже выехал в мою сторону и в 13:50 (расчетное время прибытия) будет у меня! Остается только ждать и следить за его передвижением на карте. Также ему отправлен мой телефон, чтобы он связался со мной как только прибудет.

Все бы хорошо, но: обещанной возможности выбора водителя у меня нет. В пресс-релизах, в анонсах сервиса, в телерепортажах говорили, что при заказе такси я не только смогу выбрать из предложенных водителей того, с которым хочу ехать, я смогу выбрать машину, прочитать ее описание, узнать, например, есть места для домашних животных, затонированы ли окна, можно ли в автомобиле курить. На самом деле всего этого нет! Сервис мне безальтернативно предложил Михаила Сергеевича на "Форде", даже не задумавшись о том, что может быть мне не нравится эта марка автомобилей, или я не являюсь сторонником синего цвета! К тому же я хочу знать как минимум модель "Форда" и год выпуска. Может я хотел бы прокатиться на авто бизнес-класса, а не трястись в 20-летней развалюхе! А если бы за рулем был не Михаил Сергеевич, а Ашот Тигранович? Может я бы не захотел с ним ехать! Отсутствие выбора - большой, гигантский минус сервиса. Также как и отсутствие описания автомобиля и фотографии водителя (а ведь обещали)...

Следующее разочарование случилось, когда я обнаружил, что Михаил Сергеевич, спустя некоторое время, как стоял возле станции метро "Алексеевская", так и не тронулся с места. На карте точка, обозначающая его автомобиль не двигалась. При наведении на нее курсора появлялось окно, где сообщалось, что я не могу отследить передвижение водителя, но мой заказ он получил, едет в моем направлении и позвонит по прибытии. Чтобы я не сомневался, на телефон с промежутками в 5 минут поступило три сообщения. Отправитель - "Yandex". Текст такой: "Водитель выехал, уточнить детали можно по телефону...".
На часах было уже 14:00, а водитель так и не звонил. Пробую набрать его телефон сам и - о, чудо! - слышу механический женский голос: "Аппарат абонента выключен или находится вне зоны действия сети". Набираю второй раз, третий - ситуация не меняется. Начинаю беспокоиться, подхожу к компьютеру - посмотреть, не написал ли мне чего "Яндекс" и обалдеваю: карта с передвижениями водителей по Москве обновилась, мой Михаил Сергеевич на синем "Форде" вовсе испарился с карты, табличка с заказом тоже бесследно исчезла - вместо нее форма предлагала заново ввести адреса назначения и отправления и сделать заказ заново. Не понимая, как такое могло произойти, захожу в справку по "Яндекс.Такси" (раздел "Помощь") и читаю, что если я вдруг случайно обновил страничку (хотя я этого не делал - я вообще не подходил к компьютеру), если закрыл браузер или выключил компьютер - заказ не будет отменен, поскольку он уже отправлен водителю. Новый заказ со своего компьютера (отслеживание по IP) я смогу сделать лишь совершив поездку или оплатив ее, до этого момента новый заказ будет невозможен. Но у меня возможность заново оформить заявку была!

В общем - мистика. Иначе не скажешь. По всему выходило, что Михаил Сергеевич приехал за мной, взял меня, я с ним расплатился и теперь могу снова делать заказы в "Яндекс.Такси". Весело, правда? Учитывая, что на часах уже 14:10, а через 50 минут у меня - деловая встреча.

Делать нечего - снова заполняю форму. День сурка! Все один-в-один. Тот же моментальный поиск и водитель, который едет на сей раз немного с другой стороны - с Ботанической улицы, расчетное время прибытия - 14:20. Водитель (имя не указано, не говоря уж о наличии фотографии) является сотрудником таксомоторной компании "NowTaxi", едет ко мне на автомобиле "Mazda 6" не указанной раскраски, стоимость поездки составит 450 рублей за полчаса, далее - 12 рублей/минута. Как и в первом случае возможности выбора другого водителя - нет, отслеживать передвижение автомобиля на карте - невозможно, на ней не происходит никакого движения. Но также сыплются смс-сообщения от "Yandex": "Водитель выехал, уточнить детали можно по телефону..." Номер контактного телефона, естественно, другой.

Я, уже в одежде, сижу в ожидании такси. На часах 14:30 (то есть на 10 минут больше ожидаемого времени прибытия). Выключаю компьютер, выхожу на улицу - чтобы не терять времени. Думаю, если опаздывает водитель минут на 10-15, так хоть не будет ждать меня, сразу сяду - поедем.
Стою на улице. Смотрю по сторонам (вдруг, думаю, таксист подал авто, а мой номер телефона ему не сообщили и он не знает, как со мной связаться, стоит где-то во дворе и ждет... Но - ни "Мазды", ни "Форда" из первого заказа не наблюдается. В 14:40 приходит очередная смс. Текст тот же: "Водитель выехал...", и не успеваю я его дочитать, как следом еще одна: "Ваш заказ отменен".

Вот так! Как говорится, без суда и следствия, без объяснения причин. Как отменен, почему? Это вопросы без ответов. Что остается делать мне? Прохожу 20 метров до проезжей части, поднимаю руку. Тормозит старая "убитая" "Дэу Нексия" с улыбающимся беззубым представителем ближнего зарубежья преклонных лет. "Шеф, до Бибирево!" - "Двести!" - "Поехали" - "Поехали! А дорогу покажешь?". Показал. Почти не опоздал (ну всего-то на десять минут), но неприятный осадок от сервиса "Яндекс.Такси" остался навсегда. Не думаю, что когда-нибудь еще им воспользуюсь или кому-то порекомендую.
Итак, на личном опыте: сервис "Яндекс.Такси" не работает. Уж не знаю, кто или что тому виной. Вроде и заказы отправлялись, и смс-ки приходили, но водители так и не добрались до проспекта Мира. Первый вообще исчез в неизвестном направлении, испарился и отключил мобильный телефон. А второй заставил ждать и вдруг отменил заказ. Не я - пассажир, а он - таксист отменил заказ. Как так-то? Не разумнее (если бы он, допустим, не успевал), было позвонить, предупредить, или передать заказ коллегам? По всей видимости в программном обеспечении, что "Яндекс" сделал для водил, есть чудо-кнопочка, позволяющая от заказа отказаться. Соответственно, получают они на экраны своего навигатора очередной заказ, "забивают" за собой очередного клиента, а потом просто не хотят его везти или берут по пути другого пассажира и жмут "Отмена"! Так? Человеческий фактор всему виной? Если да, то это стоило бы учитывать. Прежде всего - разработчикам "Яндекса". Потому что в таких случаях пассажир будет обвинять не Михаила Сергеевича на синем "Форде" и не безымянного халтурщика на "Мазде", а "Яндекс.Такси". Обвинять в том, что не успел на встречу, что потерял время, ожидая такси, что разочаровался в сервисе. Я не отрицаю того, что разработчики "Яндекса" задумали идеальный продукт, вот только на факте он оказался с тухлецой.

Впрочем, так часто бывает в России, не зря же поговорка даже в народе есть: замах на рубль, а удар на копейку. Это как раз про "Яндекс.Такси".

/ +3 / 7369
0 | Оставить комментарий»


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии

Комментариев еще пока нет... Ваш может стать первым :)

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь (это ровно 1 минута) или войдите на сайт под своим именем.