delo  //  2 ноября 2015 г.  //  версия для печати


Театр «De-Arte»: тайны будущего и «Путь самурая»

Как будет выглядеть театр через 5, 10, 20 лет? Сколько мест будет в зрительном зале и будут ли они стационарно закреплены? Зрители будут, как и сейчас, просто сидеть и смотреть действо, или сами смогут принять в нем участие, на ходу изменяя сценарий? Пока мы, за неимением машины времени, строим свои предположения, основатели нового столичного театра «De-Arte» решили показать нам будущее сегодня, открыв в конце октября 2015-го свое детище. Слоган нового заведения звучит нескромно и многообещающе: «Интерактивный театр будущего, который должен посетить каждый».

Открылся театр в удобнейшем месте – недалеко от центра Москвы, на улице Авиаконструктора Микояна, в близости сразу от трех станций метро – «Динамо», «Савеловская» и «Полежаевская», от которых прямо ко входу театра каждые 15 минут идут бесплатные автобусы. Тем же, кто добирается на своем автомобиле – и того удобнее: гигантская бесплатная автомобильная парковка на 2 тысячи машиномест решает главную проблему всех учреждений культуры внутри Третьего Транспортного кольца. Но как такое возможно? – спросите вы. Ответ прост: театр работает на территории торгового центра «Авиапарк».
Согласитесь, узнав об этом, вы немного смутились: как так? Мы привыкли ходить в гипермаркеты за продуктами и шмотками. Ну, в крайнем случае, можно устроить обжорство в ресторанном дворике или сходить в кино. Но чтобы полноценный театр работал в торговом центре – это странно. Не привыкли мы к этому… Да и как организовать всю театральную структуру – гардероб, фойе и артистические гримерки – в условиях магазина? Оказывается, все это возможно. Было бы желание, толковые архитектор и вдохновленный дизайнер.

Итак, театр площадью более 1000 квадратных метров обосновался в ТЦ «Авиапарк» – к слову, это самый крупный торговый центр в Европе, о чем он амбициозно заявляет на своем официальном сайте. Первый этаж, левое крыло. Несмотря на гигантские территории, найти театр легко – он прямо у того входа, где останавливаются бесплатные автобусы, доставляющие пассажиров подземки. Вышел из автобуса, поднялся на эскалаторе на первый этаж (сразу над парковкой) – и – вуаля! – вас встречает черно-красная вывеска «De-Arte». И, кстати, что еще сразу бросается в глаза – так это удивительная приспособленность для посещения людьми с ограниченными физическими возможностями. Если попытки играть спектакли в условиях торговых центров некоторые театры уже предпринимали, то совершенно точно ни один столичный (и не побоюсь предположить – российский театр) больше не сможет похвастаться тем, что у него есть собственный лифт для инвалидов-колясочников, позволяющий подняться с автомобильной парковки (подвал ТЦ) прямо ко входу в театр. Видно, что здесь все предусмотрели для будущих гостей. Но стоит ли оно того? Что же нам предлагается за репертуар?

Афиши на театральных сайтах гласят, что «De-Arte» открыл свой первый сезон шоу «Путь самурая». Чтобы зрителям было понятно, тут же следует расшифровка, что же это такое: «интерактивная выставка, мастер-классы, спектакль». Все в японском стиле. Однако представление о том, как и что это будет – весьма слабое. В Интернете отзывов тоже пока немного – заведение новое и не успело «обзавестись» поклонниками и, напротив, недоброжелателями. На одном из театральных форумов встречается такой диалог. «Так что это такое: спектакль или выставка? И мастер-классы зачем?» – спрашивает кто-то. – «Ну так это все и сразу, – отвечает человек, очевидно, уже побывавший на шоу. – Сначала – выставка и матер-классы: хочешь путешествуешь по залу от одного музейного экспоната к другому, хочешь – лепишь икебану или стреляешь из лука. А потом спектакль. Тоже, кстати, интерактивный: актеры задействуют зрителей , скучать никому не дают». – «Погодите, это ж типа выставки «47 ронинов» что ли?» – интересуется собеседник. – «Типа того. Только там спектакля не было и такого количества мастер-классов. В общем, мы были всем классом, у всех восторг полный. Даже у родителей, не говоря уж о детях…»
Решено – иду. Покупаю билет. На сайте театра предупреждают – в выходные дни прогнозируются аншлаги, а потому билет лучше приобретать заранее. В будни с этим поспокойнее, можно взять билет прямо перед началом сеанса. Важное уточнение: место на билете не указывается, т.е. фактически покупаешь билет как на выставку – только на выход. Но при этом больше 300 человек в зал не пустят – такова квота, именно столько посадочных мест предусмотрено возле сцены. Причем места самого разного типа – и совсем маленькие стульчики – для детишек. И лавочки – для взрослых. Причем – и это повторяют все и не раз – любые кресла можно легко сдвинуть – например, если приедет группа инвалидов-колясочников, все лишнее уберут, чтобы им было удобно расположиться.

Касса одна. Очередь небольшая. Оплата наличными и банковскими картами. Стоимость билетов – 400 рублей детский и 600 рублей взрослый. Сеансы начинаются в 14:00, 16:00 и 18:00.

В зал начинают пускать ровно в назначенное время. Правда, три традиционных театральных звонка здесь не звучат – просто сурового вида охранник отступает и все, у кого на руках есть билет, могут пройти в святая святых.

Первая эмоция – красиво. Вернее, не так: очень-очень красиво. Тому способствует японская тема: классические черно-красные тона, пестрые веера и прочие восточные атрибуты.

Все помещение театра имеет прямоугольную форму. В самом центре прямоугольника – сцена и ряды кресел. А вдоль стен пространство поделено как раз на зоны выставок и мастер-классов, которые разделают между собой стильные перегородки с мягкой приятной подсветкой. Фоном идет спокойная восточная музыка, погружающая в атмосферу средневековья.

На выставке представлены как уникальные музейные экспонаты, к которым даже приблизиться нельзя из-за их высочайшей ценности (достаточно сказать, что из японского музея привезли доспехи и оружие самураев самых известных в стране восходящего солнца семей Минамото и Тайра), так и не имеющие большой исторической ценности, но весьма познавательные предметы быта самураев, японские куклы, одежда – многое из этого можно не только смотреть и трогать, но и даже надевать на себя и устраивать фотосессию. Кстати, информационные таблички на территории театра приветливо поясняют: «На территории «De-Arte» фото- и видеосъемка разрешена».

Для любителей живописи – галерея картин тушью в стиле суми-э, написанных на редкой рисовой бумаге, а для ценителей живой природы – миниатюрные деревья бонсай, среди которых есть настоящие плодоносящие яблони (усыпанные мини-плодами) и ветвистое денежное дерево, которому недавно исполнилось 50 лет…

В общем, только на просмотр все экспозиции можно потратить несколько часов. Но зрителям предлагается не терять на это время, а разойтись по зонам мастер-классов. Это – небольшие «кабинеты», в каждом из которых представлен определенный пласт японской культуры, отдельное направление. В каждом кабинете работает свой мастер-хозяин, который показывает, рассказывает и учит. За один сеанс он может принять до двух десятков «учеников», а потому, очевидно, что все желающие попасть на мастер-класс не смогут. С одной стороны это – «минус» организаторам выставки, ведь когда много людей попасть можно максимум на парочку мастер-классов, остальные будут просто заняты. Но, с другой стороны, это «плюс» – ведь если не бегать «галопом по Европам», а посещать только интересные мастер-классы, ходить в театр можно постоянно. Это в обычном, традиционном театре, или на обычной, традиционной выставке вы раз посмотрели спектакль или экспозицию – и до следующей премьеры, до следующего показа вам уже неинтересно. А в «De-Arte» можно приходить хоть на каждый сеанс и открывать для себя что-то новое! При этом – и это очень важный момент – все мастер-классы, все экспозиции и прочие зоны бесплатны! То есть вы, придя в театр, платите только за входной билет, и в течение полутора часов с вас больше никто не попросит ни копейки!
Лично мне были интересны все мастер-классы, которые шли в день моего визита. Это и икебана (десятки ребят учились составлять букеты из сухих цветов и листьев, а после унесли домой созданные их руками чудо-творения), и оригами (это настоящее волшебство – видеть как у вас в руках обычный бумажный лист превращается в птицу, в машину или в очаровательную розу), и манга с аниме (вы когда-нибудь задумывались о том, что сами можете научиться рисовать комиксы с самими популярными героями японских мультфильмов? – оказывается, это очень просто), и, конечно же, чайный домик – где вас учат заваривать и правильно пить чай из необычных пиал. Кстати, чай очень вкусный и его дегустация также включена в стоимость входного билета.
В разные дни в зонах можно застать и мастер-классы по тэмари – украшениям из ниток, похожих на елочные игрушки, и по традиционной японской игре Го, и даже курсы по владению боевым мечом и уроки боевых искусств.

Но, конечно, больше всего юных посетителей выставки собирается у стенда с лучником. Пострелять их настоящего японского лука (правда, слегка «адаптированного» и с резиновыми наконечниками у стрел – чтобы дети не поранились) по фигуркам ниндзя и выиграть призы за меткость, хочется не только детям, но и их родителям, которые, побросав свои сумки и куртки, состязаются в соревнованиях лучников.

Когда через динамики, установленные по всей территории выставки, разносится сообщение, что начинается спектакль и всех просят занять места в зрительном зале, невольно смотришь на часы и понимаешь, что час здесь пролетел как одно мгновенье. Его хочется продлить еще, но время неумолимо летит вперед. На выставке гаснет свет, софиты освещают сцену и начинается спектакль...

Оставим обсуждение постановки на суд театральных критиков. Моя оценка – очень неплохо. Главное – не скучно, иначе самый суровый зритель – дети – попросту бы сбежали, музыкально – достаточно сказать, что после спектакля дети, расходясь, напевали песни самураев и восточные мантры и очень весело – по залу все время раскатывается заливистый детский смех. Особенно яркий персонаж самурая в исполнении актера Камиля Фехретдинова, известного по ярким ролям в музыкальном театре под руководством Владимира Назарова. Когда он выходит в зал с мухобойкой и начинает искать муху, которая «жужжит где-то над головам зрителей», в рядах зрителей стоят визг и хохот – это не может не вызвать улыбки даже у прожженных театралов. Впрочем, не буду раскрывать всех секретов. Скажу лишь, что за полчаса, что идет постановка, эмоции сменяются – от безудержного веселья до трагизма и сопереживанию судьбам героев.

Поставил спектакль известный режиссер Сергей Кожаев, а на роли были приглашены ведущие артисты московских театров.
Когда смолкает музыка и в зале загорается свет, поначалу не верится, что все так быстро закончилось. Почти вся малышня дергает за руки своих родителей: «Это все? Хочу еще! Когда мы сюда придем снова?» А в кассы встраивается очередь, где самый частый звучащий вопрос: «На следующие выходные два билетика можно?»…

Вот в чем, оказывается, особенность театра будущего. В том, чтобы зритель жил тем действом, что происходит на сцене и хотел вернуться вновь и вновь – пусть на один и тот же спектакль, на одну и ту же выставку. А все это достигается тем, что зрителю предлагается целый набор развлечений. Это и спектакль, и выставка, и мастер-классы, и многое другое. Иными словами, театр будущего – это целый культурный центр в миниатюре, где за небольшое время можно примерить на себя самые разные маски, поучаствовать в самых разных интерактивах и получить впечатляющую порцию эмоций от просмотра спектакля.
Впрочем, я не был бы собой, если бы не добавил ложку дегтя, ибо уж очень хвалебным получается отзыв. Итак, самым главным и самым существенным минусом, на мой взгляд, является отсутствие гардероба. Формально-то он есть, но существует не на территории театра, а в парковочной зоне торгового центра из-за чего те, кому лень спускаться на этаж вниз или те, кто не смогли найти раздевалку, носят куртки с собой, загромождая ими кресла в зрительном зале. Неудобно то, что запускают в зал ровно по часам – во время начала сеанса. Приехавшим пораньше зрителям не предоставлена возможность погулять в фойе и почитать театральные программки (как в других театрах), они вынуждены бродить по «Авиапарку», все время поглядывая на часы. Хотя, учитывая то, что спектакль начинается лишь через час, могли запускать людей и пораньше – чтобы они по крайне мере досыта нагулялись по выставке. Немного расстраивает отсутствие театрального буфета. Понятно, что в ТЦ куча всяких ресторанов и забегаловок, но театральные буфеты окутаны своей мистической тайной и один бутерброд в них кажется вкуснее целого обеда в том же «Макдональдсе». Ну и, конечно, не понравилось, что зоны мастер-классов ограничены и ребенок при всем желании за час не успевает посетить все, а потому, полагаю, без детских слез и всхлипов: «Мама! Я еще из лука не пострелял!», «Я не успел подержать в руках меч!» и «Я не дорисовал комикс» явно не обойдется. Но если все это – задумка, чтобы «подсадить» детей на «De-Arte» то план просто гениальный. Мне-то, взрослому, хочется все повторить, чего уж говорить о детях…

Резюмируя свое путешествие: я не Нострадамус и не знаю, как будут выглядеть театры будущего. Но если они будут чем-то похожи на «De-Arte» – будет здорово! Рекомендую всем, у кого есть дети.

/ +2 / 4418
0 | Оставить комментарий»


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии

Комментариев еще пока нет... Ваш может стать первым :)

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь (это ровно 1 минута) или войдите на сайт под своим именем.