Максим  //  29 марта 2009 г.  //  версия для печати

Тепло ли тебе...

Что делать, если в доме холодные батареи?


Наш климат суров. Каждый третий горожанин с содроганием сердца ждет зимы: что она приготовит на этот раз? Снова спать зимой в валенках под несколькими одеялами или все-таки будет тепло? Два извечных вопроса терзают умы: что делать и кто виноват. Вот мы сейчас и разберемся.

 

Те, кто смотрел сказку «Морозко» сразу вспомнят веселого деда-садиста, бегавшего вокруг елки. Хитро щурясь, он спрашивал у почти окоченевшей девушки: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?» Самое ужасное, что каждый год в нашей обыденной действительности в роли злобного старикашки выступают вполне реальные люди.

 

С точки зрения потребителя

 

"Я живу в квартире, плачу за услуги, а посему имею право на тепло, газ, свет и т.д." Позиция ясна и абсолютно правильна. Коммунальные службы обязаны обеспечить не только комфортные, но и безопасные условия для проживания. Что это значит? Это значит, что в жилом помещении должны соблюдаться санитарные нормы и технические требования по эксплуатации: определенная влажность воздуха, определенный температурный режим. Реальное положение вещей часто не совпадает со стандартами. Яркий пример: гражданка Н. обратилась за помощью к специалистам: ее квартира в буквальном смысле слова была покрыта "зеленью". Плесневые разводы на стенах, вспучившийся пол, сгнившие рамы и плинтуса… Картина не для слабонервных! Живя в таких условиях, люди просто рисковали собственным здоровьем. Это не голословные утверждения. Проживавший в этой квартире человек (не будем конкретизировать) "заработал" онкологическое заболевание.

 

Совершенно очевидно, что, сколько такую квартиру не обогревай - толку не будет. Ведь в ней вместо положенных 35 % влажность воздуха зашкаливала за 75 %! А температура воздуха на момент проведения экспертизы была ниже положенной на 4С. И, кстати, подобные случаи не редкость. Редкость - это реальная помощь от тех, кто должен следить за порядком.

 

Пресловутая фраза "к отопительному сезону готов" ежегодно звучит из уст работников теплосетей в застенках администраций. А на сколько готовы горожане? Как реализовать свое право не замерзнуть дома во время январских морозов?

 

Во-первых, мы имеем право хранить молчание. И часто пользуемся им вместо того, чтобы писать заявки в коммунальные службы и предъявлять им свои претензии. Нелишне будет напомнить, что, прежде чем от кого-то что-то требовать, мы должны иметь представление о тех службах, к которым мы можем обратиться. Проще говоря, нужно заключить договор с коммунальной службой, на балансе которой находится наш дом. В договоре прописан перечень услуг, действий и норм, которые должны осуществлять сотрудники коммунальных служб. Этот документ является самым веским аргументом в нашей нелегкой борьбе за правое дело.

 

Во-вторых, мы имеем право на то, чтобы в наших квартирах температура воздуха соответствовала Госстандартам: в холодное время года температура в жилом помещении должна быть не ниже 18 градусов, а в угловых – не ниже 20.


Если наше право на тепло не реализуется, т.е. температура в отапливаемом помещении ниже установленных стандартов, мы имеем право либо снизить платежи за отопление, либо потребовать от соответствующих служб качественного исполнения своих обязательств. Для этого необходимо написать заявку в организацию, которая оказывает коммунальные услуги, и пригласить представителей для составления акта о несоответствии температурного режима. На основании этого документа мы уже имеем право предъявлять претензии и требования.

 

В-третьих, мы имеем право на бесплатную замену инженерных коммуникаций с истекшим сроком службы. Если вашему чугунному радиатору больше 40 лет (стальному - больше 30), то дальнейшая эксплуатация этого оборудования не только проблематична, но и опасна для жизни. Старый радиатор может лопнуть и дать течь. Естественно, как бы быстро вы не среагировали, ущерб будет нанесен и возможно не только вам.

 

Кстати, если вы собираетесь заменить радиаторы, то важно помнить: демонтаж и установку отопительного оборудования должны выполнять только специалисты. Вы можете пригласить специалиста из вашей коммунальной службы или любой другой. И было бы очень даже не плохо, если бы у вас на руках осталась квитанция об оплате услуги. Эта бумажка - подтверждение профессиональной установки оборудования и она очень поможет вам, если не дай бог случится какая-нибудь неприятность с радиатором. Поэтому требуйте ее обязательно, ведь неприятности могут возникнуть не только из-за некачественной установки, но и по техническим причинам. Не исключено, что выбранный вами радиатор просто не пригоден для эксплуатации в режиме многоквартирного дома. Отсюда прорывы батарей (не выдерживают гидроударов), быстрое закальцевание (чувствительны к химическому составу воды), и т.д. Специалист, устанавливающий вам радиатор будет нести ответственность за то, что не проинформировал вас о непригодном оборудовании, подвергнув, таким образом, ваше жилище и вашу жизнь опасности.

 

Защита прав абонента при ограничении подачи теплоэнегии

 

Согласно действующему законодательству энергоснабжающая организация вправе ограничить или полностью прекратить подачу теплоэнегии абоненту лишь при условии соблюдения определенной процедуры. Порядок введения ограничения/прекращения утвержден Постановлением Правительства №1 от 05.01.1998г. Как это указано в п. 3 этот порядок является льготным и распространяется на организации - потребители, прекращение или ограничение подачи топливно - энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен. Однако несмотря на это, в при рассмотрении споров между энергоснабжающими организациями и другими абонентами, отличными от указанных в предыдущем предложении, суды по аналогии применяют рассмотриваемый порядок. Поэтому в судебном заседании можно вполне обоснованно защищать свои права как абонента со ссылкой на Постановление Правительства №1.

 

Итак, для того, чтобы у энергоснабжающей организации возникло право на введение ограничения теплоэнергии, необходимо соблюсти следующий порядок:
- абонент должен просрочить один период платежа,
- ЭСО должна уведомить абонента, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно - энергетических ресурсов,
- при непогашении задолженности ЭСО вводит ограничение до уровня аварийной брони, предупредив об этом абонента за сутки,
- если по истечении 5 суток со дня введения ограничения абонент не погасит задолженность, ЭСО вправе полностью прекратить отпуск теплоэнергии.

 

В случае, если ЭСО нарушила указанный порядок, абонент имеет право обратиться в суд и предъявить все убытки, вызванные таким отключением.

 

Более того, наличие задолженности предполагает, во-первых, основание платежа – акт приема-передачи теплоэнергии, и во вторых, выставление ЭСО счет-фактуры, который опять же выписывается на основании акта. Соответственно, при мотивированном отказе от подписания акта со стороны абонента (например, при несоответствии количества переданной теплоэнергии прибору учета абонента, явное несоответствие графику из договора при отсутствии измерительного узла у абонента) и счет-фактура не может быть выставлен. А в этом случае основание платежа отсутствует, обязанности по оплате не возникает.


Автор: К. Вольская

Фото: фотобанк "Лори"


/ 0 / 10069
3 | Оставить комментарий»

Читайте так же по теме


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии


Александр30 марта 2009 г., 19:02# 0
>>> Вы можете пригласить специалиста из вашей коммунальной службы или любой другой.
Если приглашаете стороннего специалиста, то потребуйте от него:
1. Копию лицензии на соответствующую деятельность.
2. Сертификаты соответствия на все используемые материалы (трубы, радиаторы).
Кроме того, замена труб и радиаторов должна производиться только с согласия обслуживающей организации и при наличии проекта, насколько мне известно. Если это не так, поправьте меня.

Sergey_Smirnov30 марта 2009 г., 22:04# 0
Александру!

Автор статьи в принципе абсолютно прав. Если бы автор добавил в свою статью пару ссылок на нормативные акты, статья была бы очень хорошей.

Но и Вы Александр задали чудесный вопрос автору статьи, как говорится "из жизни". Так вот поэтому законодатель и предусмотрел необходимость наличия между гражданином и жилищной организацией (управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК или иной жилищно-кооперативной организацией) ДОГОВОРЫ: на обслуживание, содержание и ремонт жилого многоквартирного дома и на предоставление проживающим коммунальных и иных услуг.

Нет договора, нет и ответственности.
Как указал в своём Постановлении ПВС РФ № 7 от 29.09.1994 года (см. пункт 27 Постановления
Соглашение гражданина с работником предприятия, учреждения, организации, выполняющего работы (оказывающего услуги), о выполнении работы (оказании услуги) без соответствующего оформления, вопреки установленным правилам, не порождает прав и обязанностей между гражданином и этим предприятием, учреждением, организацией, поэтому последнее не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение работы (оказание услуги) либо за утрату или повреждение переданного по такому соглашению имущества в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".
В указанном случае имущественную ответственность перед гражданином несет лицо, обязавшееся выполнить работу (оказать услугу).

А вот как вызвать специалиста или как наказать жилищную организацию, в случае не явки горе-специалиста определяют ДОГОВОР между Вами, Правила оказания коммунальных услуг гражданам и, конечно, федеральный закон "О защите прав потребителей" и, желательно, хороший адвокат, специализирующийся на жилищных делах

С уважением С.Смирнов

Александр6 апреля 2009 г., 10:27# 0
Сергей,

Спасибо за комментарий и за ссылки на законы.

>>>
В указанном случае имущественную ответственность перед гражданином несет лицо, обязавшееся выполнить работу (оказать услугу).
<<<
С этим не спорю. Но я имел в виду несколько иную сторону вопроса. После того, как человек вызвал "специалиста" (кавычки можно убрать только после того, как он покажет лицензию, а зачастую только после приёмки работы), заключил с ним договор на оказание услуг и все работы были выполнены, происходит вот что:
- Сотрудники обслуживающей организации каким-либо образом узнают о замене труб и радиаторов (например, сантехник производит плановый обход перед отопительным сезоном).
- Если со временем возникает проблема с отоплением и жильцы жалуются, обсуживающая организация вспоминает про то, что есть жильцы, кто своими силами заменил трубы и батареи.
- Если эти инициативные люди не поставили в известность обслуживающую организацию, не сделали проект и не согласовали с ними, то весь груз ответственности ложится именно на таких жильцов. Ведь нужно крайнего найти и самим ничего не делать.
С одной стороны, они правы: жильцы могли сделать что-то не так: выбрать диаметр труб неподходящий, поставить радиаторы "не той системы". Но разбираться они в этом не станут, а напротив попросят таких жильцов доказать, что они всё сделали правильно и это не они виноваты в проблемах с отоплением.
А вот тут как раз и пригодятся сертификаты на материалы и лицензия на производство сантех. работ.
Кстати, насчёт договора на обслуживание: полезно бывает его внимательно прочитать, так как зачатсую там явно прописано что может делать хозяин квартиры без согласия организации, а что - нет.

Добавить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь (это ровно 1 минута) или войдите на сайт под своим именем.